Иван Николаевич Крамской - Неизвестная

Иван Николаевич Крамской Неизвестная, 1883

Третьяковская галерея, Москва

Реализм

Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его Неизвестная, и вернуться к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Зорким глазом художника он отметил тут все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые

- Скажи, кто она? приставали друзья к художнику.
- Неизвестная.
- Называй, как хочешь, но скажи откуда ты взял это сокровище?
- Придумал.
- Но ведь писал с натуры?
- Может, и с натуры

Многие художники в течение веков писали загадочных женщин. Но у всех были прототипы. О них могли догадываться, спорить, но в конце концов тайна открывалась. Получил известность даже тщательно скрываемый образ Мадонны Ботичелли, ею оказалась Симонетта Веспуччи, знатная дама, чужая жена, страстная любовь Джулиано Медичи. Даже Сикстинская писалась с натуры, в чем, хотя и лукаво, признавался Рафаэль: Чтобы нарисовать этот портрет Мадонны, мне понадобилось увидеть многих.Чем же объяснить столь дерзкий вызов Крамского, который, подчеркивая абсолютное инкогнито своей модели, назвал ее Неизвестная?

На этот счет у меня две версии: либо натура Неизвестной была изначально некрасива, и художник на портрете придал ей чуть ли не идеальные черты, либо их связывало что-то другое. Одно можно утверждать с уверенностью: конечно, Неизвестная Крамского это шедевр. Но шедевр особого рода. Со своей, отдельной от всех других произведений художника, жизнью.