g3wcVL79nA0

В бретоновской концепции сюрреализма Жорж Батай усматривал дань требованиям вкуса и эстетической красоты, несмотря на сделанные в Первом манифесте сюрреализма заявления о развенчании общепринятых моральных норм.
В эссе, озаглавленном Девиации природы, которое было опубликовано во втором номере Documents (1930 г.), Батай подробно остановился на феномене человеческого интереса к уродствам, таким как сиамские близнецы. Этот текст фактически можно прочесть как завуалированный комментарий на гуманистический символ андрогина: соединения мужского и женского существ, часто употребляемого как аллегория в алхимии, которой, как мы видим, увлекались сюрреалисты Бретона. Намекая пусть косвенно, на андрогина как на еще одну ступень идеалистического синтеза, Батай в подробностях рассматривает естественные случаи, когда соединение двух человеческих существ порождает не нечто идеальное, а нечто чудовищное. Читая Documents, мы видим постоянное обращение к чудовищному как способ противостояния идеальному при помощи грубой материальности. К примеру, иллюстрацией к статье Жоржа Лимбура, посвященной маскам и утверждающей, что единственным западным эквивалентом ритуальной мощи племенных масок Океании являются газовые маски, а иллюстрирует материал примечательный набор фотографий карнавальных масок, снятых Жаком-Андре Буаффаром. У одной из них, изначально, по-видимому, символизирующей радость, выжжены глаза.

Дэвид Хопкинс Дадаизм и сюрреализм. Очень краткое введение