lM1RsKrTe_c

Сол Стейнберг

Стейнберг был настоящим икономаном и разрисовывал все вокруг: дверцу холодильника, наружные панели выдвижных ящиков в комоде, внутреннюю поверхность ванны, кафельную стену в ванной комнате, картонные коробки, пакеты из универсама и так далее. Любая поверхность интерьера могла обрести перспективный простор стейнбергландии, а каждая вещь — физиогномическую неповторимость стейнберговской антропологии.

И все же подлинным отцом современного графического юмора считается Сол Стейнберг, румынский архитектор, который во время второй мировой войны, спасаясь от фашизма, эмигрировал в Америку с помощью собственноручно подделанного паспорта.

Сол Стейнберг | Saul Steinberg

Карикатурист, график, живописец, дизайнер интерьеров

Настоящее имя и фамилия Саул Якобсон, американский художник, мастер карикатуры, придавший ей статус авангардистского искусства.

Родился в городе Рымнику-Сэрат (Румыния) в 1914 году.
Изучал социологию и психологию в Бухарестском университете и архитектуру в миланском Политехническом институте. В Италии же опубликовал первые свои карикатуры. Подписывал их псевдонимом «Стейнберг». В 1942 переехал в США, обосновавшись в Нью-Йорке. Участник Второй мировой войны, в 1946 присутствовал на Нюрнбергском трибунале, посылая корреспонденции о нем в журнал «Нью-Йоркер». В 1945 опубликовал первый свой альбом Все в линию (All in line). Много путешествовал, в 1956 посетил СССР, создав цикл добродушно-иронических рисунков о разных республиках.

Уже в 1940-е годы – начале 1950-х годов вышел за рамки обычной масс-медиальной публицистики, экспонируя свои вещи в престижных авангардных музеях и галереях. Подчеркивая, что его произведения лишь «замаскированы под карикатуры», Стейнберг достиг особой, прихотливо-капризной свободы линии, – она у него как бы сама собою начинает творить росчерки и виньетки, из которых складываются фигуры и пейзажи, составившие со временем пародийно-юмористическую панораму американского «общества потребления».

Монументальным вариантом этой панорамы стало настенное панно Стейнберга, украсившее павильон США на Всемирной выставке в Брюсселе. Позднее, наряду с журнально-альбомной графикой, все активнее занимался и станково-выставочным творчеством, воспроизводя свои излюбленные мотивы (стандартные «герои» и «героини» масс-культа, маски, лабиринты города, пейзажи реальных и воображаемых странствий, модные интерьеры с ожившими безделушками) в виде акварелей, рисунков фломастером и картин маслом. Оказав воздействие на зарождение поп-арта, сам в свою очередь прибегал с 1970-х годов к поп-артистским приемам, используя техники коллажа, а также трехмерных ассамбляжа и инсталляции.

dJeNSyHPUC8

wzPmN_OpJrc

oQOO4jofiIQ