фото чбфото чбСнимок экрана 2014-09-07 в 13.38.44

Потапов Владимир Владимирович.

Родился 26.01.1980, г. Волгоград

2000 2001 институт искусств им. Серебрякова г. Волгоград,

2001 2008 мастерская художника Махова Б. И. г. Волжский

2009 2010 институт проблем современного искусства, Москва

2010 2011 «Свободные мастерские» Московский музей современного искусства

2013 «Открытая школа МедиаАртЛаб»

http://www.potapovvv.com

 

Какую профессию Вы бы выбрали, не будь Вы художником?

У меня получилось как раз наоборот, сначала у меня, так скажем, была «гражданская профессия», я окончил экономический факультет по специальности «Финансы и кредит» и будучи на 3 курсе решил основательно заняться искусством в том виде, в котором это возможно было на тот момент в моем городе, Волгограде. Я поступил в институт искусств им. П.А. Серебрякова. У меня в свое время было много различных попыток связать свое будущее с той или иной деятельностью и, в конце концов, я занялся живописью и другого уже не выберу.

 

- По стереотипу художники много пьют – это правда? И откуда по-вашему появился этот стереотип?

 

Пьющие художники – это наше советское прошлое, которое уходит своими корнями к известному русскому пьянству. Между прочим, в петровские времена умереть от пьянства считалось почетной смертью, благородной. Для нашей культуры пьянство вполне естественно, оно обнаруживается не только в художественных кругах – оно повсюду, оно в нашей ментальности, быту и даже в профессиях. У художников в виду их довольно свободного образа жизни алкоголь просто что-то само собой разумеющееся.

 

На какой площадке Вы мечтаете открыть персональную выставку?

 

В центер Пампиду, Гугенхайме, Метрополитене и Тейт для начала)

 

Каких художников Вы не любите?

 

Да, есть такая категория, но я уже перестал их «не любить», я просто перестал их замечать, обращать внимание и тратить время – это слишком дорого.

 

- Главная тема вашего творчества?

Меня интересует живопись, но не просто как вид искусства, но и как социально-культурный феномен. Мне интересно ее состояние, положение и самое главное новые возможности.

 

- Что на ваш взгляд является главными качествами успешного современного художника?

 

Надо начать с того, что успешность как таковая имеет различные значения для разных людей и групп. Кто-то рвется в медийное пространство за упоминаниями, признанием, известностью, коммерческим успехом и прочее. Но есть диаметрально противоположные взгляды эскапизм, местами мизантропия, отшельничество и маргинальность. Для таких художников характерно сосредоточенность на самом искусстве, чем на его последствиях и влиянии, которое оно оказывает. Такая ситуация, в свою очередь, порождает естественные противоречия между такими художниками, где-то противостояния. Но это норма. Соответственно качества, которые обеспечивают успешность, тоже весьма разные. Для первых, например, характерна гибкость, предприимчивость, коммуникабельность, утилитарность или прикладной характер целей что, на мой взгляд, характерно больше для карьеризма. Для вторых  сосредоточенность только на искусстве, бескомпромиссность и максимализм.

 

Что (или кто) Вам не нравится в мире современного российского искусства?

 

Российское искусство в массе своей изначально вторично и не только искусство. Но это историческая данность. В попытках показать, что мы не хуже Запада и тоже можем делать как они, мы еще больше становимся похожими на их провинцию. Поэтому, к большому сожалению, подражание и даже культ карго не оставляет российское современное искусство – это мне и не нравится.

 

- “Современное искусство работает с перверсиями.” Как вы относитесь к этому высказыванию?

 

Нормально. Что такое перверсия – это отклонение от нормы в половых отношениях. Половые отношения – самая табуированная и репрессированная область, которая, между прочим, напрямую связана с психическим и физиологическим здоровьем человека. Ее нормирование часто диктуется религиозными, культурными и прочими представлениями о правильности и порядочности. В разных культурах существует масса ритуалов, мифов и обрядов, которые жестко нормируют эти отношения. А виду того, что современное искусство часто занимает позицию исследователя или наблюдателя, то данная область становится весьма привлекательным предметом. Мы знаем много произведений, когда художественным объектом становится тело, как у Спенсера Туника, или собственное тело художника, как в известном перфомансе Вали Экспорт Тактильное кино» всё это практики расширения границ художественного, попытки пересмотреть привычное представления о, казалось бы, незыблемых представлениях о человеческом теле и женской сексуальности.

Вообще норма или любая стандартизация и типизация – это признак тоталитарности и сам термин «перверсия» содержит в себе его признаки.

 

- Как Вы относитесь к политике и ее присутствию в искусстве?

 

Нормально. Например, мне нравится художник Ай Вэй Вэй, который способен обратить внимание мировой общественности на жуткие проблемы в Китае, связанные со свободой слова, условиями труда и жизни обычных китайских трудяг в провинциях. В данном случае искусство работает как огромный прожектор, который выявляет проблему. Другое дело, что по степени влияния в политическом или социальном поле художник никогда не сравнится с номинальным политиком, социологом и другим профильным специалистом. Художник способен регулировать долю политического в своем художественном высказывании и чем она больше, тем менее художественным и более буквальным и плакатным становиться высказывание.

 

 

 Какие тенденции (новые направления) в современным искусстве Вы видите? Что станет главной темой в ближайшие 3-5 лет?

 

Становятся более заметными тенденции, которые появились 5-7 лет назад. В нашем же российском контексте все происходит довольно интенсивно, особенно это касается молодого искусства. Школы совриска поставляют новых художников регулярно и оптом. Это хорошо. Но, например, такая тенденция, как политактивизм значительно поубавилась по понятным причинам. Скучное искусство, которое было анонсировано 4 года назад, не становится веселее – европейский тренд на моду 70-х закончился, а это означает, что гардероб пора менять. Доминируют сегодня художники школы им. Родченко, по-крайней мере, лауреаты последних отечественных премий в области молодого искусства повально оттуда. Соответственно видео, как медиум, сегодня более привлекательно, но и эта карта уже отыграна. Это опять же связано с интенсивностью смены трендов в российском совриске, по причинам скудности и малочисленности нашего цеха. Удержаться на «верхушке» не так-то просто. Отметить стоить уличное искусство – много интересных художников появилось, на этом фронте все в порядке. В московском искусстве возвращается живопись – робко, на цыпочках. Но, как это не обидно мне, как живописцу,  тоже как тренд. Потому что большое количество художников, выбирающих живопись, еще не гарантируют качественных подвижек, точно также как и не малое количество выставок, связанных с живописью. Они проходят, но ничего не остается. Можно говорить о легализации живописи сугубо как коммерческого продукта салонного типа, только раньше им торговали галереи совриска из подполы, чтобы хоть как-то свести концы с концами, а теперь выставляют на главную витрину. Т.е. раньше боялись обвинений в продажности, а теперь нет, потому что сегодня не до живописи совсем, вообще. Это означает, что она, живопись, если и входит, то не через парадный вход под фанфары, а вечерком пока никого нет и через черный вход.

Мне кажется, что сегодня важен штучный продукт, впрочем как и всегда – интересны отдельные художники, а не выставки, биеннале, группы и тем более дружеские междусобойчики. А каким видом искусства эти редкие экземпляры занимаются уже не так важно, главное, чтобы торкало!

серия-Свет,фанера-масло,-155х155-см,-2013 Свет, фанера-масло, 155х155 см., 2013

YouTube Трейлер
YouTube Трейлер